О саморегулировании

 

1 января 2010 года в строительной отрасли завершился переходный период от работы в условиях лицензирования к саморегулированию. С этой даты в соответствии с положениями Федерального закона № 148-ФЗ от 25.07.2008 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешением для выхода строительных организаций на строительный рынок является свидетельство о допуске для ведения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Закон позволил строительному бизнесу создать механизм разрешения споров и конфликтов, снизить степень давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения, обеспечить эффективное сочетание государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов строительной деятельности.

Институт саморегулирования – это классический механизм гражданского общества в предпринимательской среде, который обеспечивает дополнительный надзор и контроль по отношению к государственному регулированию. Принципы саморегулирования, включающие в себя контроль над деятельностью членов саморегулирования, основаны на ряде законодательных документов, главными из которых являются Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (СРО).

Сегодня уже всем становится понятно, что саморегулирование в строительстве – наиболее перспективный путь для строительной отрасли, повышающий ответственность членов СРО. Саморегулирование в строительстве должно способствовать развитию рынка и повышению качества предоставляемого продукта и  оказываемых строительных услуг. По сути, это иной уровень эффективной профессиональной деятельности, который формируется не ограничениями государственных стандартов, а требованиями потребителей и рынком, который регулируется спросом.

Саморегулирование в итоге направлено на улучшение качества строительства. Можно ли сейчас уже говорить о существенных изменениях в этом направлении? В самих СРО считают, что срок для видимых изменений ещё небольшой, но если не начать по-новому контролировать качество, то и ждать его повышения не стоит. Таким образом, в целом можно сказать: институт саморегулирования состоялся, наступает пора его совершенствования.

В Новосибирской области создано десять СРО, работающих на строительном рынке. В их числе -- СРО НП «Изыскательские Организации Сибири», в состав которого  входят крупнейшие   изыскательские организации Сибирского Федерального округа, а также многих регионов России за его пределами. СРО НП «Союз проектировщиков Сибири» -- молодое, развивающееся партнёрство, объединяющее российские субъекты малого предпринимательства в сфере архитектурно-строительного проектирования. СРО НП МНОС «Сибирь» -- первая в России межрегиональная СРО, основана на членстве строительных компаний, представляющих Сибирский федеральный округ, а также округа в европейской части РФ. СРО НП «Строительное региональное партнёрство» -- первая СРО в Новосибирске, объединяет надёжные, достойно зарекомендовавшие на рынке компании.